Маленький секретный рай в Петербурге

Попасть туда нельзя, а вот увидеть своими глазами может каждый.

Более 250 лет Петербург хранит в себе это место. Оно находится на берегу Невы, но столь характерный для нашего прекрасного северного города порывистый ветер сюда «не залетает». Зато здесь можно увидеть разнообразные растения и деревья, а период их цветения длится дольше обычного. Между великолепными плодовыми деревьями, тюльпанами, фритилляриями и другими растениями, создающими почти непрерывное цветение (и это на берегах Невы!), скрыты прекрасные статуи.

Кто-то уже, исходя из авторского воодушевления и ряда косвенных признаков (на берегу Невы, но просто так не попадешь) догадался, о чем идет речь. Не будем томить читателя – сегодня в фокусе нашего внимания Висячий сад Малого Эрмитажа.

Об Эрмитаже – и как о музее, и как о комплексе зданий и сооружений можно говорить бесконечно. Но Висячий сад – это вообще отдельная история. Одно из самых прекрасных и одновременно уязвимых архитектурно-парковых сооружений, несмотря ни на что, Висячий сад стараниями специалистов из разных областей дошел до нас со времен Екатерины II.

Итак, немного истории. Всем известно, что заказчиком Зимнего дворца была императрица Елизавета Петровна, однако к моменту окончания строительства она, к сожалению, скончалась. По сути, первым августейшим жильцом Зимнего стала императрица Екатерина II. Она же начала заниматься преумножением будущего архитектурного наследия Петербурга. Так, по ее заказу в 1766 году архитектор Ю.М. Фельтен (все мы помним решетку Летнего сада, хотя это замечательный архитектор создал очень много знаковых объектов в Петербурге и его пригородах) возводит Южный павильон Малого Эрмитажа, который в 1769 году архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот дополнит Северным павильоном, что стоит на берегу Невы. 

Оба здания отличаются от барочного великолепия Зимнего, они уже были выполнены в любимом Екатериной Великой стиле классицизма. Павильоны соединяются двумя галереями, между которыми на уровне второго этажа остается вытянутое в длину пространство, в котором и находится Висячий сад. То есть расположен сад на искусственном основании и сегодня закрыт со всех сторон стенами галерей Малого Эрмитажа. Однако так было не всегда.

Изначально сад носил название «Садик Ея Величества при Зимнем каменном дворце». В нем цвели белые и алые розы, росли плодовые деревья - березы, вишни, яблони, с которыми соседствовали мраморные статуи. Экзотические растения в летний сезон выставляли в кадках, а на зиму убирали в оранжерею. Если судить по хронологии строительства последующих зданий Эрмитажа и компьютерной реконструкции этапов возведения Малого Эрмитажа, то получается, что изначально Висячий сад мог просматриваться с улицы, так как по периметру еще не был отгорожен стенами галерей и имел кованую решетку, то есть фактически располагался на открытой террасе. 

Вслед за тем, как Екатерина II стала собирать предметы искусства, составившие первоначальную основу коллекции Эрмитажа, здание было уже дополнено Западной и Восточной галереями, внутри которых разместились приобретенные императрицей предметы живописи. Таким образом, Висячий сад был полностью отделен от внешнего мира и «фирменных» ветров Северной Венеции. По воспоминаниям современников, несмотря на суровый петербургский климат, в саду комфортно себя ощущали птицы, цветы, ананасы и апельсиновые деревья.

С годами облик, организация и наполнение Висячего сада менялись. Так, в 1840-е годы из-за проблем с гидроизоляцией сад претерпел масштабную реконструкцию. Конструкции XVIII века были разобраны, а взамен возведены новые опоры — каменные аркады на мощных столбах. Руководил работами знаменитый архитектор В.П. Стасов, а за ландшафтные работы отвечал садовник Т. Грей

Сад был распланирован на геометрические фигуры – круги, овалы и квадраты различного размера. Фигуры группировались в блоки, причем каждому блоку соответствовали свои наборы растений, формировавшие сезонную палитру сада. Стасов и Грей даже составили реестр всех растений. Забегая вперед, заметим, что уже в наше время при очередном восстановлении Висячего сада в вопросах ландшафтного дизайна специалисты опирались именно на сохранившийся реестр растений Стасова и Грея.

В середине XIX века в Малом Эрмитаже появляется Зимний сад. Но самым существенным становится то, что меняются граничившие с Висячим садом залы Малого Эрмитажа. Из трех залов замечательный архитектор А.И. Штакеншнейдер делает один, зато какой! Всем известный Павильонный зал. И если от Зимнего сада Штакеншнейдера не осталось практически ничего, за исключением фонтана (недействующего), то Павильонный зал можно наблюдать во всей его красе и великолепии. Именно из Павильонного зала (а также из окон галерей Малого Эрмитажа) сегодня можно лицезреть Висячий сад, который к концу XIX века вновь был реконструирован: архитектор А.Ф. Красовский (он еще успел в Зимнем дворце поработать над знаменитой библиотекой Николая II) заменил гидроизоляцию и отремонтировал перекрытия, а знаменитый петербургский завод «Сан-Галли» починил конструкции. 

Тем не менее, в XX веке, продолжавший страдать от сырости и проблем с гидроизоляцией, Висячий сад вновь неоднократно проходил ремонт и реконструкцию. Удивительно, какими трудами это удивительное для Петербурга сооружение сохранялось на протяжении многих лет. В 2000-е годы сад в очередной раз закрывался на длительную реставрацию – именно тогда, при участии специалистов различного профиля и на основании списков, составленных Стасовым и Греем, были высажены растения создающие непрерывное цветение.

Свой вклад в то, что мы до сих пор можем любоваться Висячим садом, внесла и состоящая в Ассоциации «СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ» организация. «Кровельной строительной компании» было доверено решение одной из самых важных задач для судьбы Висячего сада – устройство гидроизоляции. Судя по тому, что несмотря на «своеобразный» петербургский климат Висячий сад до сих пор жив и прекрасен, то коллеги потрудились со всей ответственностью и на славу. А между тем, именно на этой неделе «Кровельной строительной компании» исполнилось 15 лет. Это замечательный возраст, когда предприятие уже зарекомендовало себя, а впереди – большие перспективы. Мы желаем коллективу «Кровельной строительной компании» не упускать интересных проектов и выполнять доверенные им задачи на неизменно высоком уровне!

А всем нашим читателям – рекомендуем навестить Эрмитаж, в котором сейчас проходит очень много интересных событий и выставок.

Справка: ООО «Кровельная Строительная Компания» специализируется на выполнении кровельных и общестроительных работ. Компания осуществляет проектирование, разработку и монтаж кровельных систем (мансардные системы, системы устройства эксплуатируемых и неэксплуатируемых плоских кровель, террас); отделочные работы; устройство стяжек из сухих растворных смесей; гарантийное и постгарантийное обслуживание. Предприятие располагает собственной производственной базой, оборудованием и инструментами, необходимыми для качественного выполнения работ. Среди основных заказчиков, с которыми ООО «Кровельная Строительная Компания» работает не первый год – «Строительный трест», ЗАО «Адамант», ООО «ГСО Запад», ООО «ГСО Север», ООО «Ленжилстрой», ОАО «Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга» и многие другие предприятия.

Источники изображений в порядке очередности сверху вниз: фото от Ninara на Flickr, фото от Richard Mortel на Flickr, фото от Richard Mortel на Flickr, фото от Deepangkar Goswami на Flickr 

Назад
Дата размещения: 17.11.2023 г. 00:00, последнего изменения: 03.05.2024 г. 21:28
Ваша заявка отправлена!