Изменения системы нормативно-технической базы в строительстве PDF Печать E-mail
29.03.2011 10:48

 

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ

Дирекции НП КСК "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ"

по поводу применения Стандартов НОСТРОЙ

            Общее собрание Партнерства 3.04.2012г. утвердило в качестве Стандартов нашей саморегулируемой организации 65 Стандартов НОСТРОЙ (по списку).

            Каждая СРО вправе разработать собственные Стандарты, устанавливающие в соответствии с «Законом о техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 правила выполнения работ, требования к результатам таких работ и системе контроля над  их выполнением.

            В связи с широкой специализацией строительно-монтажных работ, выполняемых членами Партнерства, Дирекцией и Советом было принято решение присоединиться к системе стандартизации, разработанной Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ), в которое мы входим.

            Стандарты НОСТРОЙ разрабатываются с целью обеспечить нормативную базу выполнения работ, по которым выдаются допуски СРО в соответствии с Приказом  № 624 Минрегиона, и контроля над ними.

            Указанные стандарты имеют статус  «Стандарт организации – СТО» (ст. 13 № 184-ФЗ), их применение допускается для соблюдения требований соответствующих технических регламентов (часть 4 ст. 16.1 Закона).

            В процессе разработки и утверждения Стандартов НОСТРОЙ согласовывает их со всеми заинтересованными структурами, в т.ч., при необходимости, с национальными объединениями проектировщиков и изыскателей, органами власти, в т.ч. осуществляющими надзор, с крупнейшими заказчиками  и потребителями (госкомпании, крупные холдинги и т.п.).

            Экспертиза Стандартов проводится по правилам Росстандарта РФ, прежде всего, в ТК 465 «Строительство». Утверждаются Стандарты Советом НОСТРОЙ.

            Содержание Стандартов в значительной степени соответствует нормам СНиП, часть III, но, в отличие от них, базируется на современных источниках применяемых технологий и материалов.

            Наличие в условиях договоров строительного подряда и в условиях конкурсов на выполнение строительных работ для государственных и муниципальных нужд ссылок на требования Стандартов, в т.ч. Стандартов организации СТО, полностью соответствуют Законодательству РФ. В нем не предусмотрено преимуществ национальных Стандартов и сводов правил (СНиП) перед Стандартами организаций.

            На основании решения Общего собрания от 3.04.2012 применение Стандартов НОСТРОЙ (65 ед.) является обязательным для членов НП КСК "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ" и подлежит контролю с 1.10.2012г.

            Стандарты НОСТРОЙ в качестве Стандартов нашей СРО утверждены методом прямого применения, т.е. без дополнений и изъятий.

            Электронный вариант Стандартов представлен на сайте НОСТРОЙ http://www.nostroy.ru/sitePage.do?name=leftmenu17&id=136. Печатные экземпляры могут быть предоставлены Дирекцией членам Партнерства по предварительной заявке.

 

Санкт-Петербург. Дирекция НП КСК "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ". 21.05.2012

Рекомендации по применению стандартов выполнения строительных работ членами саморегулируемой организации НП КСК "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ"

Одобрено решением Совета Партнерства 23.08.2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Роль стандартизации в достижении целей саморегулирования в части надежности и качества.
  2. Нормативная база системы стандартизации НОСТРОЙ. Порядок разработки  стандартов и краткое их описание.
  3. Целесообразность принятия стандартов НОСТРОЙ в качестве стандартов саморегулируемой организации НП КСК "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ".
  4. Рекомендации по применению стандартов НОСТРОЙ членами Партнерства. Правовой статус этих документов.
  5. Контроль исполнительной дирекции СРО над соблюдением стандартов и технических регламентов. Меры дисциплинарного воздействия.
  6. Приложение 1: перечень принятых стандартов. 

Приложение 2: Тексты принятых стандартов (скачать)

Приложение 3: Письмо Ростехнадзора РФ от 14.08.2012 № 00-02-05/2054 «О стандартах СРО, разработанных НОСТРОЙ»

 

 

  1. Роль стандартизации в достижении целей саморегулирования.

Основной целью саморегулируемых организаций (СРО) является предотвращение недостатков при выполнении работ, влияющих на безопасность капитального строительства, т.е. повышение надежности и безопасности, а также повышение качества выполнения работ.

Выдача допусков СРО на осуществление строительных работ является дополнением к методам государственного воздействия на экономику в части регулирования выхода на рынок подрядных организаций.

Государство определило порядок установления и применения требований к продукции, в т.ч. строительной (работам, услугам) в федеральных законах: от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с последующими дополнениями) и от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «О безопасности зданий и сооружений», в основе которого заложен иерархический принцип значимости нормативных документов: «технические регламенты – национальные стандарты – своды правил». Отдельное положение в этой схеме занимают специальные технические условия.

Технический регламент – это нормативно-правовой документ, принимаемый государственными органами власти и имеющий обязательный характер.

Стандарты и своды правил принимаются на добровольной основе, за исключением конкретных перечней ГОСТов и сводов правил, обязательных к применению (Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010г. № 1047-р) – 8 стандартов и 83 СНиП (СП).

Проверка выполнения требований технических регламентов согласно ст. 54 Градостроительного Кодекса возложена на органы Государственного строительного надзора, хотя саморегулируемая организация, согласно ст. 55.13 Кодекса «…также вправе осуществлять контроль над деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов…».

И все же главным в деятельности СРО является проверка членов на соответствие требованиям по выдаче допусков и соблюдению качества, включая плановые и целевые проверки

Поставленная законом перед саморегулируемыми организациями задача по повышению качества строительства требует установления критериев оценки качества строительных работ. В качестве подобных критериев могут выступать разработанные саморегулируемой организацией и утвержденные решением  Общего  собрания стандарты саморегулируемой организации – документы, устанавливающие в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ и системе контроля.

Необходимо отметить, что цели стандартизации, сформулированные в ст. 11 ФЗ-184, идентичны целям деятельности саморегулируемых организаций, а именно:

  • Повышение уровня жизни и безопасности граждан, имущества физических и юридических лиц, а также экологической безопасности;
  • Обеспечение конкурентноспособности и качества продукции (работ, услуг), рационального использования ресурсов, добровольного подтверждения соответствия качества   продукции (работ, услуг);
  • Содействие соблюдению требований технических регламентов и др.

Имеется тесная взаимосвязь технических регламентов со стандартами и сводами правил, заключающаяся в том, что требования норм технического регламента к продукции и процессам ее производства (строительства) могут быть детально раскрыты в стандартах и сводах правил. Существует такое определение, что стандарты являются доказательной базой технических регламентов.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами добровольного применения документов в области стандартизации. Обязательность их применения наступает в случае принятия решения об их использовании Общим собранием СРО.

К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:

  • Национальные стандарты;
  • Правила стандартизации, нормы и рекомендации;
  • Общероссийские классификаторы информации;
  • Стандарты организаций;
  • Своды правил;
  • Международные и региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты и своды правил  иностранных государств, зарегистрированные в установленном порядке,  надлежащим образом заверенные;
  • Переводы на русский язык международных и региональных стандартов.

Национальным объединением строителей разрабатываются и утверждаются стандарты организаций.  В порядке преемственности следует отметить, что документы такого назначения предусмотрены в СНиП 10.01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», где они названы «Производственно-отраслевые нормативные документы: стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений (сокращенно СТП и СТО)».

Именно такой вид стандартов рассматривается в настоящих «Рекомендациях».

 

2. Нормативная база системы стандартизации НОСТРОЙ. Порядок разработки стандартов и краткая их характеристика.

Система стандартизации обеспечивает возможность установить единые требования по выполнению работ в области строительства, методов контроля над их производством и их результатом.

В утвержденной Программе стандартизации НОСТРОЙ предусматривается максимальное обеспечение стандартами видов работ, по которым выдаются допуска СРО (Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624).

Нормативной базой системы стандартизации являются:

  • Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с последующими изменениями и дополнениями;
  • Градостроительный Кодекс РФ (ст. 55.5; 55.13);
  • Основополагающий ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».

Редакция стандартов НОСТРОЙ предусматривает правила производства строительных работ, изложенные в действующих национальных стандартах, СНиПах, Сводах Правил по проектированию, строительству и эксплуатации, ведомственных строительных нормах (ВСН), территориальных строительных нормах (ТСН), а также в других действующих документах согласно СНиП 10.01-94 «Система нормативных документов в строительстве, Основные положения», таких, как СН, РДС (Руководящие документы системы), РМД (Региональные методические документы) и т.д.

Перечень действующих нормативных документов в строительстве насчитывает более 1350 наименований и ведется Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ОАО «ЦНС»).

Стандарты НОСТРОЙ включают выжимки из этих документов, а также требования, предусмотренные стандартами предприятий и организаций, применяющих принципиально новые технологии и материалы, которых пока нет в действующих нормативных документах.

При разработке стандартов учитываются перспективы гармонизации российских норм с документами технического регулирования Евросоюза, в отдельных сборниках даются ссылки на Евронормы.

 

3. Обоснование целесообразности принятия стандартов НОСТРОЙ в качестве стандартов саморегулируемой организации НП КСК "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ».

НП КСК "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ" является многопрофильной саморегулируемой организацией в строительстве, членами которой являются организации – застройщики (генподрядчики), общестроительные компании, а также специализированные строительные, монтажные и наладочные фирмы. Партнерство имеет право, подтвержденное Ростехнадзором РФ, выдавать допуски СРО к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность указанных объектов, а также к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии. Поэтому Партнерству необходимы стандарты практически по всем позициям Перечня работ согласно Приказу № 624 Минрегиона  РФ. В пользу применения стандартов НОСТРОЙ свидетельствует еще ряд аргументов.

Нормативных документов федерального уровня, содержащих требования к многообразным строительным работам и учитывающих современные технологии и материалы (т.е. СНиПы ч. III. Правила производства и приемки работ), на сегодня явно недостаточно. По тем, что имеются, возникают сомнения в их легитимности из-за сроков давности.

По имеющимся сведениям государственные органы не планируют пересмотр и актуализацию производственно-отраслевых норм, касающихся правил производства работ. Их должны заменить стандарты саморегулируемых организаций.

Преимущества системы стандартизации НОСТРОЙ:

  • Возможность установления для всех СРО, входящих в Национальное Объединение, единых требований по выполнению работ и методам контроля;
  • Привлечение для разработки стандартов квалифицированных исполнителей с участием  представителей прикладной науки и передовых строительных организаций;
  • На этапе разработки производится публичное обсуждение и внесение поправок  до передачи редакции стандарта на экспертизу ТК 465;
  • Содержание в редакции стандартов ссылок на комплекс документации по производству работ, разработанной на современной нормативной базе;
  • Стандарты предусматривают инновационные решения по материалам и энергосберегающим технологиям;
  • Финансирование разработки стандартов осуществляется за счет общей сметы НОСТРОЙ.

Общее собрание НП КСК "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ"  3 апреля 2012 года утвердило в качестве стандартов нашей саморегулируемой организации 65 стандартов НОСТОЙ  (перечень прилагается: Приложение 1).

По состоянию на 1.09.2012г. в установленном порядке Советом НОСТРОЙ утверждено уже 84 стандарта, и дальнейшая работа по их составлению продолжается в соответствии с Программой стандартизации. Вопрос о принятии не включенных в Приложение 1 стандартов будет вынесен на очередное Общее собрание Партнерства.

Весь перечень стандартов НОСТРОЙ размещен на сайте Национального Объединения Строителей: www.nostroy.ru.

 

4. Рекомендации по применению стандартов НОСТРОЙ членами Партнерства,  правовой статус этих документов.

Стандарты СРО, принятые и применяемые в соответствии с Градостроительным Кодексом, являются законным способом установления требований к правилам проведения работ и методам контроля над их проведением и их результатами. В этом преимущество стандартов перед ведомственными нормативными документами, которые не прошли соответствующую регистрацию в Минюсте России в качестве нормативных правовых актов и вызывающими по этой причине сомнения у проверяющих работников строительного надзора.

Стандарты НОСТРОЙ в ходе разработки согласовываются со всеми заинтересованными структурами, в т.ч., при необходимости, с национальными объединениями проектировщиков и изыскателей, органами власти, осуществляющими надзор, с крупнейшими заказчиками и потребителями (госкомпании и корпорации). Экспертиза стандартов проводится  в соответствии с установленной Росстандартом процедурой  в техническом комитете по стандартизации ТК 465 «Строительство».

После утверждения стандартов Советом НОСТРОЙ и принятия их в качестве стандартов НП КСК "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ" они должны применяться как при проведении работ, так и при проведении проверок СРО.

В договорах строительного подряда требования к  качеству работ задаются условиями соответствия строительной продукции проекту и требованиям нормативной технической документации (обычно перечень не прилагается из-за большого количества документов). Когда в проектной документации отсутствуют конкретные технические требования к выполнению строительных работ, они могут быть установлены в договоре строительного подряда  путем отсылки к техническому регламенту № 384-ФЗ  и документам в области стандартизации, в частности стандартам НОСТРОЙ, которые практически заменяют устаревшие СНиПы по правилам производства и приемки работ.

Важно уяснить, что стандарт НОСТРОЙ, к примеру, на железобетонные конструкции, принятый в качестве стандарта нашей саморегулируемой организации, не является каким-то обособленным требованием или правилом. Напротив, в этом стандарте обобщены все новейшие достижения строительной науки и практики и поэтому он является достойной заменой прежнего СНиПа ч. III«Правила производства и приемки работ».

Положения Гражданского Кодекса РФ о договоре строительного подряда и другие законодательные акты не предусматривают преимущества национальных стандартов и сводов правил перед стандартами организаций. В соответствии с частью 4 статьи 16.1 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» «…неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение… стандартов организаций… для оценки соответствия требованиям технических регламентов».

Таким образом, наличие в условиях договоров строительного подряда для государственных и муниципальных нужд ссылок на требования стандартов организации полностью соответствуют законодательству РФ.

Ростехнадзор РФ, осуществляющий надзорные функции за деятельностью саморегулируемых организаций в строительстве, направил своим территориальным органам письмо от 14.08.2012 № 00-02/2054 «О стандартах СРО, разработанных НОСТРОЙ» (см. Приложение 2), в котором предлагает учитывать эти документы в работе.

В настоящее время в ряде субъектов РФ рассматривается вопрос использования стандартов НОСТРОЙ при формировании конкурсной документации и проведении строительного контроля со стороны государственных и муниципальных заказчиков. Например, такие решения приняты на коллегии Министерства строительства Сахалинской области.

Более близкий пример: подписано соглашение между НОСТРОЙ и Комитетом по строительству Администрации Санкт-Петербурга о взаимодействии и сотрудничестве при разработке нормативно-технической документации в области градостроительства. Соглашение предусматривает разработку совместной Программы стандартизации, порядков разработки и согласования стандартов, рекомендаций по применению стандартов НОСТРОЙ в виде региональных методических документов (РМД) Санкт-Петербурга, а также по применению городских РМД в качестве основы для разработки стандартов НОСТРОЙ. В частности, в сентябре 2012г. подписан региональный методический документ (РМД) по обеспечению энергетической эффективности жилых и общественных зданий в Санкт-Петербурге.

Как уже отмечалось, стандарты НОСТРОЙ по завершении разработки Программы должны носить комплексный характер, т.е. обеспечивать нормативной базой практически весь перечень работ Приказа 624.

Любая строительно-монтажная организация в виде комплекта стандартов НОСТРОЙ может сформировать основу нормативно-технической документации по профилю выполняемых работ.

В качестве основных конкретных мероприятий по применению стандартов НОСТРОЙ в практической работе Совет Партнерства и дирекция рекомендуют:

  1. Издание распорядительного документа за подписью руководителя о применении стандартов НОСТРОЙ в конкретных подразделениях.
  2. Ознакомление технического персонала с перечнем стандартов.
  3. Обеспечение возможности свободного доступа к информационному содержанию стандартов управленческим службам и линейным работникам.
  4. Считать целесообразным,  иметь как минимум один экземпляр стандартов на бумажном носителе в технической библиотеке (отделе).
  5. Обсудить на совещаниях-планерках необходимость применения стандартов.
  6. Довести до сведения заказчиков принятые решения о применении стандартов НОСТРОЙ с разъяснением, что нормативные требования к производству работ и методам контроля соответствуют действующему законодательству в строительстве.
  7. Установить порядок формирования исполнительной документации при проведении строительного контроля в соответствии с образцами, приведенными в приложениях к стандартам.
  8. По возможности проводить сравнительный анализ требований стандартов НОСТРОЙ и других нормативных документов по конкретным видам работ. Направлять замечания для внесения поправок в последующие издания стандартов.

 

5. Контроль дирекции СРО над соблюдением стандартов и технических регламентов. Меры дисциплинарного воздействия.

В соответствии со ст. 55.13 Градостроительного Кодекса и ст.9 ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях» НП КСК "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ" осуществляет контроль над деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО и правил саморегулирования. Дирекция также вправе осуществлять контроль над соблюдением членами требований технических регламентов.

Порядок и содержание контроля определяется утвержденными Советом Партнерства Правилами контроля в области саморегулирования. Условия членства в СРО проверяются на основании Положения о членстве.

Принципиальным подходом к проведению контроля является совмещение всех перечисленных видов проверок: правил саморегулирования, требований стандартов и условий членства.

В соответствии с «Методическими рекомендациями по организации и проведению контроля…», утвержденными решением Совета НОСТРОЙ (протокол от______2012, №_____) контроль со стороны дирекции над соблюдением членами СРО требований стандартов осуществляется в форме документарной или выездной проверки.

В качестве предпочтительной формы контроля рекомендуется документарная проверка, которая проводится без выезда на место нахождения органов управления или осуществления строительной деятельности члена СРО.

Для проведения документарной проверки проверяемая организация предъявляет – посредством доставки почтой, электронной почтой, факсом, нарочным

  • документы, подтверждающие факт введения в действие в организации стандартов НОСТРОЙ (копия распорядительного документа);
  • перечень видов работ, выполняемых или планируемых к выполнению членом СРО, и перечень соответствующих применяемых стандартов;
  • документы, подтверждающие соблюдение требований стандартов НОСТРОЙ,  в виде копий промежуточных и итоговых документов строительного контроля (в выборочном порядке).

При выездных плановых проверках члена СРО объем контроля требований стандартов может быть дополнен проведением контрольных мероприятий непосредственно в техническом отделе или на объекте. При этом ведется, как было указано ранее, совмещенная проверка согласно Правилам контроля в области саморегулирования.

Плановые проверки (документарные или выездные) проводятся в соответствии с планом-графиком проверок, согласовываемым с Контрольной Комиссией и утверждаемым директором НП КСК "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ". Планирование проверок соблюдения стандартов СРО (НОСТРОЙ) производится с учетом 100%-го охвата плановой проверкой в течение трехлетнего периода всех членов СРО. В рекомендациях НОСТРОЙ проверка организации на предмет соблюдения требований стандартов проводится не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в три года.

Необходимо подчеркнуть, что документами подтверждения соблюдения требований стандартов СРО (НОСТРОЙ)  в дополнение к ранее указанным являются документы добровольной оценки соответствия – сертификаты соответствия на виды работ, выполняемых членом СРО, выданные органом по сертификации в системе СДОС (Система Добровольной Оценки Соответствия) НОСТРОЙ или аналогичной системе добровольной оценки, признаваемой органами управления НП КСК "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ".

При наличии у члена СРО действующих сертификатов СДОС НОСТРОЙ по видам выполняемых работ контроль соблюдения этим членом СРО требований стандартов НОСТРОЙ осуществляется один раз в три года.

К участию в проведении плановых и внеплановых проверок выполнения требований стандартов СРО (НОСТРОЙ) могут привлекаться члены Контрольной Комиссии НП КСК "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ", а также сторонние организации и технические эксперты.

Проверяющие лица при выездной проверке (в соответствии с объектом проверки, указанном в техническом задании) могут проверять:

  • наличие у линейного персонала стандартов СРО (НОСТРОЙ) на выполняемые работы в бумажном или электронном виде;
  • соответствие строительной площадки стандартам СРО (НОСТРОЙ) по организации строительного производства;
  • наличие и надлежащее оформление исполнительной документации по выполнению строительных работ на промежуточном и завершающем этапах в соответствии со стандартом СРО (НОСТРОЙ), а именно, входной контроль материалов, акты скрытых работ, журналы производства работ и т.п.

В случае, если член СРО осуществляет деятельность исключительно в качестве генподрядчика и не выполняет собственными силами строительных работ, проверка соблюдения этим членом СРО требований стандартов СРО (НОСТРОЙ) ограничивается проверкой соблюдения стандартов по организации строительного производства.

Замечания контрольного органа в части непринятия системы стандартов СРО (НОСТРОЙ) или несоблюдения требований отдельных стандартов по конкретным видам работ, по которым члену СРО выданы свидетельства о допусках, отражаются в общем акте контрольной проверки.

Контрольный орган устанавливает срок для устранения этих замечаний и уведомляет об этом проверяемую организацию. Не позднее, чем за 3 дня до истечения установленного срока член СРО обязан направить в дирекцию НП КСК "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ" справку с документами, подтверждающими устранение этих замечаний и (или) утвержденный план мероприятий по устранению замечаний.

При невыполнении указанных условий дело в установленном порядке передается в Дисциплинарную комиссию.

 

 

Реформа технического регулирования и основные законодательные акты

Реформа технического регулирования, т.е. правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных и добровольных требований к продукции или к связанным с ними  процессам, а также при оценке соответствия, имеет официальное начало с момента вступления в силу Закона « О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ. Конкретные дополнения в него, касающиеся строительной продукции, внесены федеральными законами от 01.05.2007 г. № 65-ФЗ и от 30.12.2009 г. № 385-ФЗ.

В строительной отрасли реформирование предполагает поэтапную замену «Системы нормативных документов в строительстве» СНиП 10.01-94 другой нормативно-технической базой, содержание которой в полной мере пока  не определено.

 На правительственном уровне с участием общественных организаций решается принципиальный вопрос об направлениях технического регулирования строительства: на основе прежней системы уникальных СНиПов и ГОСТов или путем внедрения Еврокодов.

Процесс реформирования технического регулирования не завершен. По состоянию на 31.03.2011 г. действуют основополагающие законы:

  • «О техническом регулировании № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. (с последующими изменениями);
  • Градостроительный Кодекс « 190-ФЗ от 29.12.2004 г. (с последующими изменениями);
  • «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ от 22.07.2008 г.;
  • « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» № 261-ФЗ от 11.11.2009 г.;
  • «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30.12.2009 г.;
  • «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 20.06.1997 г.
  • «Об инвестиционной деятельности в РФ…» № 39-ФЗ от 25.02.1999 г.

Наверх

 

 

 

Технические регламенты, национальные стандарты и своды правил

Технический регламент устанавливает обязательные для  применения и исполнения требования к  объектам технического регулирования. Может быть принят международным договором (соглашением), или федеральным законом, или указом Президента РФ, или Постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом Федерального органа власти в области техрегулирования.

Национальные стандарты и своды правил – документы в области стандартизации, которые должны содействовать соблюдению  требований технических регламентов.

В основу технического регулирования положена двухуровневая система: технические регламенты – национальные стандарты и своды правил.

Обязательные требования технического регламента  могут быть достигнуты путем применения национальных стандартов и сводов правил, которые принято называть доказательной базой техрегламентов.

Перечни национальных стандартов и сводов правил могут быть обязательными и добровольными.

Первый строительный технический регламент « О безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ  вступил в действие с 1 июля 2010 г. В качестве сводов правил для соблюдения требований этого регламента использованы СНиПы.

Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 1047-р утвержден:  Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ « Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (8 стандартов и 83 СП) – см.  

В соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании исполнительным федеральным органом – Росстандартом РФ приказом от 01.06.2010 г. № 2079 утвержден: Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ от 30 декабря 2009 г. (123 ГОСТа).

Технический  регламент    «О безопасности   зданий и   сооружений»  в   отличие    от СНиПов не содержит конкретных требований, которые можно непосредственно контролировать. Поэтому обращение к нормам СНиПов является необходимым дополнением к регламенту.

Дальнейшее развитие нормативного обеспечения  строительства  предусматривает его сближение с нормами Евросоюза, но окончательная система не принята.

Прогнозы федеральных органов, ответственных за техническое регулирование,  в частности Минпромторга РФ, показывают, что переходный период будет довольно длительным из-за неготовности национальных стандартов, и СНиПы достаточное время будут действовать.

Редакция многих выпусков СНиПов устарела и в связи с развитием новых технологий  и материалов требует внесения изменений или, как принято называть, проведения актуализации.

НОСТРОЙ за счет периодических взносов саморегулируемых организаций осуществляет софинансирование работы по актуализации сборников СНиПов, которая проводится по «Плану работ по разработке и утверждению сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил», утвержденному  приказом Минрегиона РФ от 4 октября 2010 г. № 438 – см.

Ход работы по разработке, актуализации и утверждению сводов правил освещается в информационно- справочных системах «Стройэксперт» и на сайте НОСТРОЙ.

По состоянию на 15.01.2013г. Минрегионом РФ Разработаны и утверждены 57 актуализированных редакций СНиПов (сводов правил СП) из перечня обязательных сводов правил в количестве 83 шт., установленного РаспоряжениемПравительства РФ от 21 июня 2010г. №1047-р:

 

 

СП 14.13330.2012

«СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №779

 

СП 15.13330.2012

"СНиП II-22-81*. Каменные и армокаменные конструкции"

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/5

 

СП 16.13330.2011

«СНиП II-23-81* Стальные конструкции»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №791

 

СП 17.13330.2011

«СНиП II-26-76 Кровли»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №784

 

СП 18.13330.2011

«СНиП II-89-80* Генеральные планы промышленных предприятий»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №790

 

СП 19.13330.2011

«СНиП II-97-76* Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №788

 

СП 20.13330.2011

«СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №787

 

СП 21.13330.2012

«СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №624

 

СП 22.13330.2011

«СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №823

 

СП 23.13330.2011

«СНиП 2.02.02-85* Основания гидротехнических сооружений»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №824

 

СП 24.13330.2011

«СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №786

 

 СП 25.13330.2012

"СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах"

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 622

 

СП 26.13330.2012

«СНиП 2.02.05-87 Фундаменты машин с динамическими нагрузками»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. №609

 

СП 27.13330.2011

«СНиП 2.03.04-84 Бетонные и железобетонные конструкции, предназначенные для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №827

 

СП 28.13330.2012

«СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №625

 

СП 29.13330.2011

«СНиП 2.03.13-88 Полы»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №785

 

СП 30.13330.2012

«СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №626

 

СП 31.13330.2012

"СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года 635/14

 

СП 32.13330.2012

«СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/11

 

СП 33.13330.2012

«СНиП 2.04.12-86 Расчет на прочность стальных трубопроводов»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №621

 

СП 35.13330.2011

«СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №822

 

СП 37.13330.2012

«СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/7

 

СП 39.13330.2012

"СНиП 2.06.05-84* Плотины из грунтовых материалов"

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/18

 

СП 40.13330.2012

"СНиП 2.06.06-85. Плотины бетонные и железобетонные"

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 618

 

СП 41.13330.2012

"СНиП 2.06.08-87 Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений"

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/13

 

СП 42.13330.2011

«СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №820

 

СП 43.13330.2012

"СНиП 2.09.03-85. Сооружения промышленных предприятий"

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 620

 

СП 44.13330.2011

«СНиП 2.09.04-87* Административные и бытовые здания»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №782

 

СП 45.13330.2012

"СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты"

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/2

 

СП 46.13330.2012

«СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635

 

СП 48.13330.2011

«СНиП 12-01-2004 Организация строительства»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №781

 

СП 51.13330.2011

«СНиП 23-03-2003 Защита от шума»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №825

 

СП 52.13330.2011

«СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №783

 

СП 53.13330.2011

«СНиП 30-02-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 г. №849

 

СП 54.13330.2011

«СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 24 декабря 2010 г. №778

 

СП 55.13330.2011

«СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №789

 

СП 56.13330.2011

«СНиП 31-03-2001 Производственные здания»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 г. №850

 

СП 56.13330.2011

«СНиП 31-04-2001 Складские здания»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 г. №850

 

 СП 58.13330.2012

«СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения.»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №623

 

СП 59.13330.2012

«СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. №605

 

СП 61.13330.2012

 «СНиП 41-03-2003 Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов.»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. №608

 

СП 62.13330.2011

«СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №780

 

СП 64.13330.2011

«СНиП II-25-80 Деревянные конструкции»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. №826

 

СП 79.13330.2012

 «СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №273

 

СП 92.13330.2012

«СНиП II-108-78 Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/16

 

СП 98.13330.2012

«СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/4

 

СП 105.13330.2012

«СНиП 2.10.02-84 Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №270

 

СП 106.13330.2012

«СНиП 2.10.03-84 Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/15

 

СП 107.13330.2012

«СНиП 2.10.04-85 Теплицы и парники»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. №271

 

СП 108.13330.2012

«СНиП 2.10.05-85 Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна.»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/3

 

СП 109.13330.2012

«СНиП 2.11.02-87 Холодильники»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/6

 

СП 113.13330.2012

"СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей"

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/9

 

СП 118.13330.2012

"СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/10

 

СП 118.13330.2012

«СНиП 31-05-2003. Общественные здания административного назначения"

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/10

 

СП 126.13330.2012

«СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №635/1

 

СП 128.13330.2012

«СНиП 2.03.06-85 Алюминиевые конструкции»

Утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. №619

Статус сводов привил СНиП определен в разъяснениях Миноегиона России от 15 августа 2011г. №18529-08/ИП-ОГ

Все последующие утвержденные Минрегионом актуализированные редакции сводов правил будут размещаться в информационно-справочных системах.

Наверх

 

 

 

Государственные органы, ответственные за техническое регулирование в строительстве

1. Государственная дума и ее комитеты – принятие федеральных законов, в т.ч. технических регламентов.

2. Правительство РФ – принятие постановлений и  распоряжений по техрегулированию.

3. Министерства и государственные учреждения: Минпромторг РФ, Минрегион РФ, «Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии» (Росстандарт) – национальный орган РФ по стандартизации, Технический комитет ТК465 «Строительство», учрежденный при Росстандарте,  - действует на базе «Центра технической оценки продукции в строительстве» (ФГУ «ФЦС»).

4. Научно-исследовательские организации: ОАО «НИЦ Строительство», ОАО «ЦПП», ОАО «ЦНС», Академия строительства.

5. Общественные союзы и ассоциации: Российская торгово-промышленная палата, Российский  союз промышленников и предпринимателей, Национальные объединения СРО (НОСТРОЙ, НОП, НОИЗ).

Наверх

 

 

 

Межгосударственное техническое регулирование. Отношение к Евронормам

Объектом технического регулирования являются требования к продукции или к процессам ее создания, использования и утилизации.

На постсоветском пространстве созданы Таможенный Союз России, Белоруссии  и Казахстана (ТС), а также Евро - Азиатское Экономическое Сообщество (5 стран членов и государства-наблюдатели). Выработка и проведение согласованной политики в области технического регулирования предусмотрены межправительственным соглашением.

Ранжирование важности принимаемых нормативных документов осуществляется в порядке:  Евр Аз ЭС – ТС – национальные стандарты каждого члена.

В настоящее время на стадии рассмотрения членами рабочей группы находится Объединенный Технический регламент Евр Аз ЭС о безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий. После его принятия  в установленном сообществом порядке Российский регламент № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. может утратить свою силу, либо должен полностью соответствовать  ТР Евр Аз ЭС.

В качестве межгосударственных стандартов (МГС) до разработки новых действуют прежние ГОСТ.

Утверждаемые после 2004 г. национальные российские стандарты имеют  аббревиатуру – ГОСТ Р. Они также используются в рамках системы МГС.

В целях формирования нормативно-информационного поля добровольное применение имеют международные стандарты ИСО И МЭК, а также стандарты CEN, разрабатываемые европейской организацией по стандартизации.

В связи с интеграцией России в международное экономическое сообщество и первоочередной необходимостью скоординировать программу действий в области технического регулирования со странами СНГ стоит вопрос о том, какая основа должна быть принята для нормативной системы в строительстве: СНиПы или Еврокоды.

Указанные системы имеют  существенное различие по принципам проектирования и методам расчета. Поэтому переход на Еврокоды, особенно учитывая несравнимость российских климатических  и природных условий, требует  разработки к европейским нормативным документам национальных приложений. Процесс внедрения Еврокодов, как показывает опыт стран Евросоюза, является  продолжительным и весьма затратным. Существует поручение Правительства РФ о разработке программы внедрения Еврокодов в доказательную базу  ТР «О безопасности зданий и сооружений» на альтернативной основе.

На государственном уровне до сих пор окончательно не решен вопрос полного отказа от российской  системы нормативных документов в строительстве – СНиП 10.01-94.

Принцип формирования этой системы на передовых в мировой науке расчетных методах, многолетний опыт эффективного применения являются серьезным аргументом в пользу ее сохранения с учетом актуализации устаревших документов.

Система нормативных документов в строительстве согласно СНиП 10.01-94 функционирует до настоящего времени, официально ее никто не отменял.

Важнейшим преимуществом этой системы является ее комплексность: Строительные нормы и правила РФ (СНиП), межгосударственные стандарты (ГОСТ), национальные стандарты РФ в области строительства (ГОСТР), своды правил по проектированию и строительству (СП), руководящие документы Системы (РДС), введенные на территории РФ стандарты СЭВ (СТ СЭВ), территориальные строительные нормы (ТСН), нормативные документы, утвержденные Госстроем РСФСР (РСН) и Госстроем СССР (СН), ведомственные строительные нормы (ВСН), а также носящие рекомендательный характер сметные нормативные документы (ГЭСН, ФЕР, ТЕР, ТСЦ) и др.

Указатель нормативных документов по строительству, действующих на территории РФ по состоянию на 01.01.2009 г., который насчитывает 1242 документа, одобрен Минрегионом России.

В дополнение к «Указателю» действует Перечень нормативных документов,  регламентирующих строительство на территории РФ и имеющихся в фонде «Информационного центра по нормированию и стандартизации в строительстве» - справочные, методические, отраслевые и ведомственные документы.

Для коренного пересмотра наработанной десятилетиями системы требуется время и четко сформулированные пути и цели реформирования.

Пока рекомендуется членам СРО «СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ» руководствоваться действующей нормативной базой. Указатель подготовлен и ежегодно уточняется «Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве» (ОАО «ЦНС»)

В области стандартизации неотложной  задачей является дальнейшая гармонизация  национальных стандартов с международными ИСО и CEN, а также прямое принятие Евростандартов на материалы, изделия и конструкции.

Наверх

 

 

 

Система стандартизации СРО и НОСТРОЙ

В основе технического регулирования строительства в РФ лежат технические регламенты (о безопасности зданий и о безопасности строительных материалов), национальные стандарты и стандарты предприятий ( № 384-ФЗ от 30.12.2009 г.).

Саморегулируемые организации вправе  разработать и утвердить собственные стандарты (т.е. стандарты предприятия – СТО), устанавливающие правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам  указанных работ и системе контроля за их выполнением.

Для ряда работ  разработаны стандарты и своды правил, которые вошли в официальные перечни документов, однако многие виды работ не имеют необходимой нормативной базы.

Отдельным СРО представляется затруднительным разработать стандарты предприятий, поэтому эти функции IIсъездом  СРО поручены Национальному объединению (НОСТРОЙ).

Утверждена программа стандартизации НОСТРОЙ на 2010-2011 годы, в соответствии с которой  разработаны и утверждены основополагающие стандарты, определяющие основные положения системы (СТО НОСТРОЙ 1.0), порядок разработки, утверждения, оформления и учета (СТО НОСТРОЙ 1.1), а также рекомендации о порядке оформления изменений стандартов (СТО НОСТРОЙ 1,1).

Программой предусмотрена разработка стандартов НОСТРОЙ на производство строительных работ, а также стандартов и рекомендаций по оценке соответствия. Утвержденные стандарты входят в Информационный фонд документов по техническому регулированию НОСТРОЙ и предназначены для приоритетного добровольного использования СРО и членами СРО при выполнении работ для соблюдения требования технических регламентов.

Саморегулируемая организация вправе принять и утвердить на общем собрании стандарт СРО НОСТРОЙ  для обязательного исполнения своими членами.

Из числа разрабатываемых стандартов определенный интерес представляют:

  • Конструкции монолитные бетонные и железобетонные. Технические требования к производству, правила и методы контроля качества.
  • Системы фасадные теплоизоляционные, композиционные с наружными штукатурными слоями.
    • Светопрозрачные конструкции зданий и сооружений.
    • Внутренние санитарно-технические системы.
    • Устройство оснований дорожных одежд  и ряд других.

Национальным  объединением строителей разработана  и 25.02.2011 г. зарегистрирована в Росстандарте «Система добровольной оценки соответствия НОСТРОЙ». Правила добровольной сертификации в стадии утверждения, определяется базирование независимых органов сертификации и их структура.

Система стандартизации СРО и НОСТРОЙ.

По состоянию на 15 января 2013г. решениями Совета НОСТРОЙ утверждены и введены в действие стандарты и рекомендации в количестве 91 шт. (см. перечень). Пять стандартов в стадии публичного обсуждения.

Конечной целью программы стандартизации НОСТРОЙ является обеспечение стандартами всех видов работ, включенных в Перечень к приказу №624 Минрегиона.

Указанные стандарты 1) устанавливают требования по выполнению работ и предназначены, также, для эксплуатационных организаций, обслуживающих инженерные системы на объектах капитального строительства; 2) учитывают применение современных материалов, технологий, а также актирование и сдачу систем в эксплуатацию; 3) могут служить полезными пособиями при подготовке специалистов и в процессе работ.

Предложение о разработке стандартов предприятия – СРО НП КСК «СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ» или о применении стандартов СТО НОСТРОЙ направлять в адрес Дирекции по адресу: г.Санкт-Петербург, ул Шпалерная, д.40 литер И.

Наверх

 

 

Новости технического регулирования

Наверх

Обновлено 21.03.2014 12:13
 

Последние новости