«Каучук», «Махорка», клубы, рынки, гаражи…

И саркофаг для Ленина. К чему мы всё это и при чем здесь Театрально-техническая корпорация?

Это не выдержки из криминальной сводки, не клички и не места тайных встреч, а наследие (к сожалению, в значительной степени утраченное) знаменитого отечественного архитектора-авангардиста Константина Мельникова.

Его называют «советский Гауди». Константин Мельников - архитектор, художник и педагог, заслуженный архитектор РСФСР, один из лидеров авангардного направления в советской архитектуре в 1923—1933 годах – родился в простой рабоче-крестьянской семье в 1890 году. Впоследствии его назовут «великим русским архитектором», а далекий 1990 год, ознаменованный его столетним юбилеем, будет объявлен ЮНЕСКО годом Константина Мельникова.

Будущий великий архитектор учился в церковно-приходской школе и, хотя особым прилежанием не отличался, но был наделен способностями к рисованию и осчастливлен наличием здравомыслящих родителей, которые решили поддержать и развить талант сына. Не прижившись в иконописной мастерской, куда его отдали на обучение родители, Константин Мельников волею судеб, через совершенно случайную знакомую родителей, оказался в поле зрения инженера В. М. Чаплина - выдающегося специалиста в области отопления и вентиляции, ученого и педагога. Эта встреча стала судьбоносной для будущего архитектора. Увидев рисунок мальчика, Владимир Михайлович взялся за развитие и обучение ребенка, наняв ему учителя по живописи и подключив К. Мельникова к занятиям с учительницей, обучавшей его собственных детей. Супруга В.М. Чаплина также внесла свою лепту в формирование личности Константина Мельникова – она обучала мальчика манерам и нормам поведения в обществе. Фактически юноша жил в семье ученого и даже имел собственную комнату в его доме. В итоге, благодаря хорошей подготовке К. Мельников блестяще сдал вступительные экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В годы обучения Мельников начинает работать помощником на различных постройках московских архитекторов.

В 1918 году по приглашению И. В. Жолтовского Мельников, в числе лучших выпускников МУЖВЗ, поступает в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета — первую государственную архитектурную артель советского времени. В руках молодого архитектора – проекты домов, школ, жилых городков для рабочих. В это время Мельников еще работает в стиле неоклассицизма. Впереди – новаторские идеи авангардизма.

Двадцатые годы – период высокой активности Константина Мельникова: он становится членом Архитектурного отдела Наркомпроса, профессором ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские), получает на архитектурном факультете данного учебного заведения собственную мастерскую, входит в состав творческой организации архитекторов-рационалистов АСНОВА.

И тут в жизни Константина Мельникова врывается «Махорка». На дворе 1923 год. В моде курение. В Москве проходит знаменитая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Махорочный синдикат обращается к Константину Мельникову за проектом павильона для выставки. Вместо ожидаемой заказчиками одноэтажной постройки Мельников создает «Махорку» - концептуальное сооружение с консольными свесами, большими плоскостями рекламных плакатов, открытой винтовой лестницей и прозрачным остеклением, не имеющим в углах конструктивных опор. Проект, безусловно, выделялся на фоне остальных павильонов выставки, его считали самым оригинальным и свежим на фоне прочих сооружений выставки. И несмотря на то что непосредственными заказчиками он был встречен прохладно, главный архитектор выставки – знаменитый А.В. Щусев – остался от творения Мельникова в восторге. Это был триумф молодого архитектора.

«Махорка» дала толчок дальнейшему развитию Константина Мельникова как востребованного специалиста. Следующим его весьма запоминающимся проектом стал… саркофаг для Мавзолея В.И. Ленина.

В 1924 году был устроен конкурс на проектирование саркофага для Мавзолея. Мельникова привлекли к участию в конкурсе, и его проект был признан победителем. Саркофаг, предложенный архитектором, был необычной геометрической формы, полностью выполненной из стекла. И если павильон «Махорка», к сожалению, не сохранился, то саркофаг, выполненный по проекту Константина Мельникова, после Великой Отечественной войны попал в музей «Ленинские горки».

В течение 1920-х годов Константин Мельников выполняет значительное количество крупных проектов в Москве. Так, в 1924 году он строит Ново-Сухаревский рынок, который будет кардинально отличаться от ранее построенных подобных сооружений. В нем появится упорядоченность за счет реализации идеи однотипных сблокированных торговых павильонов-киосков, каждый блок которых состоял из двух изолированных друг от друга помещений, выходящих входом и торговой витриной на противоположные стороны.

В 1925 году Константину Мельникову выпала честь строить павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Ранее на реализацию этого важнейшего дипломатического проекта был объявлен закрытый конкурс, в котором приняли участие ведущие советские архитекторы того времени. Жюри под председательством А.В. Луначарского и при участии В.В. Маяковского, рассмотрев все представленные на конкурс проекты, признало проект К.С. Мельникова лучшим. Павильон представлял собой легкую каркасную двухэтажную постройку, выполненную из дерева. Большая часть площади наружных стен павильона была остеклена. Прямоугольное в плане здание перерезалось по диагонали ведущей на второй этаж открытой лестницей, на которой было сооружено оригинальное перекрытие в виде наклонных перекрещивающихся деревянных плит. Павильон был настолько интересен и революционно необычен, что после его возведения Константин Мельников стал во Франции настоящей знаменитостью. На него буквально посыпались заказы, однако маэстро архитектуры предпочел Москву.

Период с 1927 по 1933 годы стал «золотым» в деятельности К. Мельникова. В эти годы он строит большое количество общественных зданий, жилых домов и даже гаражей (в наше время их назвали бы паркингами, так как они были рассчитаны на большое количество машиномест). Значительный пласт его творческой энергии в эти годы приходится на здания клубов, которые приобретают всё большую популярность. И тут, наконец, перед нами предстает одно из прекрасно сохранившихся творений мастера (при участии инженера Генриха Георгиевича Карлсена) – клуб завода «Каучук», построенный в 1929 году на пересечении улицы Плющиха и 2-го переулка Тружеников в Москве. Выполненный в модном на тот момент стиле конструктивизм, клуб представляет собой здание необычной геометрической формы. Основной объем занимает сооружение в виде четверти круга с панорамным остеклением фасада и выдвинутым на передний план круглым кассовым вестибюлем с трибуной на кровле и лестницами, ведущими в фойе. Сбоку к основному объему был пристроен спортивный зал. Необычна и внутренняя планировка здания. Кстати, если сравнить ее с планировкой собственного дома-мастерской Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке, можно заметить некоторое сходство.

В 1950-е годы здание клуба завода «Каучук» претерпело первый серьезный ремонт, а вместе с ним взамен оригинальных интерьеров, присущих конструктивизму, внутри оно приобрело черты сталинского неоклассицизма, например, лепной декор и роспись потолка. В таком виде интерьеры здания, а точнее зрительного зала, переоборудованного для кинопоказов, можно увидеть в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», когда главные герои решили, что им пора «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира». Впоследствии сооружение утратило еще несколько своих значимых элементов – террасу на крове и оригинальное остекление, которое в наше время было заменено на стеклопакеты. Однако главное, что в целом «Каучук» выстоял. Его не сломили даже 2000-е годы, когда там располагался ночной клуб и проводились масштабные дискотеки. К счастью, в 2020 году здание клуба было передано в безвозмездное пользование Первому Московскому государственному медицинскому университету имени И. М. Сеченова, а с 2022 года велась реставрация этого замечательного памятника архитектуры советского авангарда. Теперь здесь будет располагаться Культурный центр Сеченовского Университета. Его открытие прошло в декабре 2023 года.

И вот тут речь пойдет о Театрально-технической корпорации (ТТК), которая внесла свой вклад в восстановление клуба в качестве театральной площадки, с учетом современных строительных и противопожарных норм и требований. Специалисты ТТК осуществили целый комплекс работ по проектированию, поставке и монтажу технологических систем концертного и репетиционного залов. В рамках комплексного оснащения установлено специальное сценическое оборудование механизации сцены и зала с системой электропривода, постановочное освещение, звуковое оборудование, системы видео и кинопоказа.

Как выглядит обновленный зрительный зал, а также все здание снаружи и изнутри – прекрасно показано в небольшом ролике, размещенном на сайте Сеченовского университета.

Огромное спасибо всем тем, кто причастен к сбережению такого прекрасного шедевра архитектуры конструктивизма и лично наследия Константина Мельникова. А специалистам ТТК – отдельная благодарность за их работу и поддержку развития искусства в нашей стране! И, конечно же, - новых успехов!

Примечательные факты:

- первоначальное название клуба завода «Каучук» - «Имени десятилетия Октября», так как первый камень здания был заложен в 1927 году.

- как оказалось, чертежей уникального здания не сохранилось, поэтому восстановительные работы проводились фактически на основании различных документальных свидетельств, старых фотографий и… кадров из фильма «Берегись автомобиля».

- в ходе восстановительных работ обнаружился световой фонарь, который был зашит десятилетия назад.

- В 1950-е гг. Константин Мельников в качестве профессора преподавал в Московском инженерно-строительном институте им. Куйбышева (МИСИ), где его студентом был знаменитый в будущем режиссер А.Н. Митта («Гори, гори, моя звезда», «Экипаж» и многие другие фильмы).

Справка: «Театрально-техническая корпорация» с 1994 года реализует проекты в Санкт-Петербурге, регионах России и ближнем зарубежье. Открыты представительства в Москве, Северо-Западном, Южном, Уральском и Приволжском федеральных округах, республиках Башкортостан и Карелия. За время работы компания стала ведущей в области проектирования, строительства, монтажа и комплексного технического оснащения объектов культуры, спорта и отдыха. Компания имеет собственные проектную и производственную базы. Среди заказчиков компании ТТК: театры, концертные залы, дворцы культуры, музеи, библиотеки; конгресс-холлы и конференц-залы; развлекательные центры - клубы, кинотеатры, рестораны, бары, кафе, боулинги; административные учреждения; учебные заведения; гостиницы, санатории, пансионаты; спортивно-зрелищные комплексы. За многолетнюю работу ТТК оснастила более 1000 объектов.

Источники изображений: фотография Константина Мельникова около павильона «Махорка», Москва, 1923 год. Иллюстрация из книги С. Хан-Магомедова «Константин Мельников». Фотография павильона «Махорка». Фотохроника ТАСС. Заимствовано с портала Culture.ru; открытка «Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже 1925 года». Париж: E. Papeghin, 1925. Сайт аукционного дома «ЛИТФОНД»; архивные фотографии завода «Каучук». Официальный портал Мэра и Правительства Москвы; фотографии современного состояния клуба «Каучук» после реставрации. Официальный сайт Театрально-технической корпорации; фотография дома-мастерской Константина Мельникова. Фото: Елена Коромыслова, фотобанк «Лори». Заимствовано с сайта банка ВТБ.

Назад
Дата размещения: 01.02.2024 г. 00:00, последнего изменения: 01.02.2024 г. 11:40
Ваша заявка отправлена!